Основное изображение от Freepik
Эффективность работы исследователей во многом зависит от правильного обустройства помещения лаборатории. Лишние секунды, которые тратятся на ненужные действия, существенно замедляют ход работы, заставляют отвлекаться от рабочего процесса или даже прерывать технологическую цепочку. Рассмотрим подробно, как организовать пространство в лаборатории таким образом, чтобы повысить производительность труда, обеспечить безопасность и удобство для сотрудников.
Правильная расстановка оборудования
Все инструменты и приборы должны быть сгруппированы соответственно процессу исследования. Оборудование для взвешивания должно находиться рядом с местом хранения реактивов. Весоизмерительная техника, емкости и совки для взвешивания должны быть размещены по порядку, чтобы до каждого инструмента можно было дотянуться, не задумываясь. Удобнее всего раскладывать элементы слева направо.
Несколько сложнее расположить оборудование рабочей станции, когда исследование проводится в несколько этапов. В таком случае можно использовать подписанные этикетки с определением местоположения необходимой части оборудования.
Изображение от DCStudio на Freepik
Использование вертикального пространства
Если эффективно задействовать площади по вертикали, можно значительно разгрузить площадь лаборатории и при этом нужные предметы окажутся на виду, их надо будет искать. Оптимизировать пространство поможет размещение многоцелевых полок или крючков на открытую стену.
Часть запасов, предназначенных для недолгого хранения, можно разместить под столом или скамейкой. Иногда допустимо установить оборудование друг на друга. В ряде случаев это оказывается намного удобнее, при этом нужно учитывать правила безопасности.
Польза прозрачных контейнеров
Просматриваемые визуально контейнеры разных форм и размеров позволяют вместить предметы любой конфигурации. Преимущества использования прозрачной упаковки:
- Мелкие предметы для быстрого поиска не обязательно раскладывать на полках, их можно собрать в один широкий контейнер. Таким образом можно высвободить много полезной площади.
- Благодаря прозрачности можете быстро определить, что находится внутри. Это позволит сразу достать нужный предмет, не перекладывая гору вещей.
- Пластиковые контейнеры легко очищаются и дезинфицируются для повторного использования.
К недостаткам системы хранения в прозрачных контейнерах относится создание визуального шума в помещении. Кроме того, в лабораториях далеко не все принадлежности можно хранить на свету. Проблема легко решаема, если емкости стоят в закрытых шкафах, а не на открытых полках.
Значение этикеток
Этикетки, которыми маркируются содержимые контейнеров или полок шкафов, помогают быстро находить нужную вещь. Этикетки могут быть краткосрочного назначения (служить до месяца) или долгосрочного (на год и более). Надписи могут включать названия реактивов, даты, фамилии. Для беспроблемного чтения этикеток в лабораторию лучше приобрести этикетировочное оборудование. Но в большинстве случаев можно обойтись маркером и отрезком этикет-ленты.
Изображение от usertrmk на Freepik
Выделение зоны для часто используемых предметов
Такие расходные материалы, как силиконовые трубки, контейнеры для утилизации отходов, индикаторная и фильтровальная бумага, пипетки требуют периодического пополнения запасов. Для хранения часто используемых в повседневной работе материалов нужно выделить легкодоступную зону. Необходимо продумать, как расставить мебель в лаборатории, чтобы упаковки с тест-полосками, тест-системами, одноразовая посуда были всегда на виду, но в то же время иметь свое определенное место.
Таким образом, когда лаборанту понадобится новая партия одноразовых расходных материалов, он легко их найдет. При этом надо соблюдать принцип эргономичного пространства. Предметы должны быть распределены на рабочей поверхности в наиболее комфортных для быстрого поиска местах.
Учет содержимого морозильника
Для того, чтобы всегда знать, что находится в морозильной камере, можно воспользоваться бесплатными (ручными) способами и коммерческими предложениями ведения инвентаризации содержимого морозильных шкафов:
- Нарисовать схему полок внутри каждого морозильника. Каждому контейнеру на этих полках присвоить уникальный идентификатор.
- Внести в электронную таблицу список содержимого каждого контейнера с указанием важной информации (срок годности, назначение). В таблицу при необходимости вносить изменения, делать пометку.
- Применить программу отслеживания образцов, управления биохранилищами и инвентаризации морозильных шкафов. Программные решения существенно улучшат статистику учета содержимого морозильных камер и позволят сэкономить рабочее время.
Решения по архивации данных и инвентаризации
Хранение заполненных лабораторных журналов должно быть системным. Это позволит сотрудникам быстро находить необходимые данные прошлых лет. Всех лабораторные тетради можно хранить сгруппированными по дате в одном шкафу. Удобным способом архивации станет использование электронной системы лабораторных тетрадей.
Упрощает систему инвентаризации отдельное программное обеспечение. Цифровая визуализация базы данных лабораторных запасов автоматизирует множество задач, например, мониторинг химических реактивов, срок годности которых завершается.
Со временем потребности лаборатории меняются. Нужно предусмотреть возможность смены оборудования или модернизации имеющегося. Правильная организация рабочего пространства в лаборатории повышает эффективность труда и позволяет быстро освоиться на рабочем месте молодым специалистам. Продуктивная рабочая группа сможет лучше раскрыть исследовательский потенциал.