Методы проектирования структуры лабораторных комплексов

+++++
Методы проектирования структуры лабораторных комплексов

Разработанная структура созданного лабораторного комплекса отражает существующую иерархию работающего в ней персонала. При подготовке предпочитаемого проекта этого заведения обязательно создаётся прогноз развития и масштабирования системы, учитывается вовлечение сотрудников в разные протекающие процессы в компании, а также определяются коммуникативные особенности между работниками.

Установка необходимых пропорций между элементами структуры способствует появлению у неё устойчивости, надёжности и экономичности в процессе дальнейшей работы. При этом учитываются принципы создания важнейших блоков управления и взаимодействие с работающими подразделениями, а также с посторонними действующими организациями.

Работа в лаборатории

Фотограф: Edward Jenner: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/4031321/

Цели и применение

Основные цели проектирования организационной структуры:

  1. Создание нового лабораторного комплекса.
  2. Улучшение структуры работающей лаборатории с помощью её оптимизации. Главной задачей может становиться уменьшение затрат или увеличение количества рабочих функций для сотрудников.
  3. Запланированная реорганизация структурной части при необходимом изменении разных поставленных задач.
  4. Возможное расширение из-за увеличения масштаба работы и количества функций.

Основной целью подготовки проекта становится создание нового лабораторного комплекса или полная реорганизация уже работающей лаборатории. Проектирование внутренней структуры является связанным с расширением, реорганизационным процессом, улучшением рабочих систем, включая исследование по некоторым новым рассматриваемым объектам.

Задача заключается в определении точного количества персонала, выполняемых должностных функций и основных полномочий, которыми наделяются сотрудники. При этом в процессе подготовки разнообразной внутренней документации выполняется подробное описание рабочего процесса.

Комплекты документации и разделы проекта

Осуществляемое проектирование организационной структуры лабораторного комплекса имеет тесную связь с протекающими процессами в менеджменте. По результатам проведения этой задачи может быть создана необходимая основа для подготовки следующих документов:

  1. Подробное Положение о действующей лаборатории.
  2. Подготовленный комплект разных должностных инструкций.
  3. Документы с регламентацией процессов в менеджменте.

Чаще всего проектирование становится важной частью какого-либо целостного выполняемого проекта, касающегося лабораторного комплекса или его открываемой единицы.

Грамотная структура лаборатории обеспечивает комфортную работу

Фотограф: Pavel Danilyuk: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/8442150/

Подготовленная документация состоит из следующих разделов:

  1. Выполненное описание проектируемого объекта:
    • основные рабочие функции сотрудников;
    • создаваемая структура;
    • указанные объёмы осуществляемых лабораторных исследований;
    • количество работающего персонала.
  2. Описание протекающих внутренних процессов:
    • выполнение заказов, которые поступают в лабораторию;
    • четкое разделение положенной ответственности;
    • обязательное предоставление работникам всего необходимого;
    • решение вопросов по безопасности и охране труда;
    • подготовка лабораторного комплекса к работе.
  3. Организация эффективного управления и отчётности:
    • продумывание структуры лабораторного комплекса;
    • выбор управленческой технологии;
    • планирование количества должностей.

Проектирование структуры лаборатории как осуществляемый процесс состоит из разных этапов.

Современная лаборатория

Фотограф: Tima Miroshnichenko: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/9574561/

Этапы проектирования

Процесс проектирования организационной структуры лаборатории состоит из следующих этапов:

  1. Уточнение потребностей при выполнении разных задач, анализ системы и рассмотрение актуальных проблем.
  2. Рассмотрение разных критериев, которые позволяют достичь цели в процессе подготовки проекта.
  3. Определение разных задач лаборатории, лабораторного комплекса или его филиала.
  4. Рассмотрение структуры, состава и числа существующих структурных единиц в лабораторном комплексе.
  5. Уточнение количества рабочего персонала, а также его полномочий и положенной ответственности.
  6. Рассмотрение созданной системы управления: скорость, с которой принимаются важные решения; организованность; постоянный проводимый контроль; взаимодействие, которое возникает между сотрудниками.
  7. Подготовка инструкций для сотрудников и разработка подробного Положения.
  8. Рассмотрение планирования и подготовка необходимой отчётности, которая появляется в процессе работы.

К сложному этапу при проектировании относится определение количества необходимого персонала. 

Проектирование лаборатории с разработкой структуры состоит из следующих этапов:

  1. Определение потребности в технике и необходимых ресурсах.
  2. Разработка проекта разных рабочих и подсобных помещений, которые будут находиться в лаборатории. Подробнее о требованиях к помещениям лаборатории можно узнать в другой статье.
  3. Технико-экономическое обоснование.

Завершением вышеуказанных этапов становятся оформление проекта, постепенное внедрение результатов проектирования и контролирование за выполнением этой задачи.

Работа коллектива лаборатории должна быть слаженной

Фотограф: Tima Miroshnichenko: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/9574332/

Методы подготовки проекта

Метод проектирования организационной структуры лабораторного заведения выбирается с обязательным учетом опыта непосредственного разработчика и масштабов задачи, которая была поставлена. Выбираемые методы часто становятся дополнением друг друга или используются одновременно при разработке запланированного проекта.

В основном сегодня выбираются следующие методы подготовки проекта:

  1. Метод сравнения аналогии с использованием опыта организации похожих лабораторий, имеющих практически одинаковые функции и объём поставленных задач. С помощью такого метода организуется целая сеть лабораторных отделений, находящихся на некотором удалении друг от друга.
  2. Экспертно-аналитический метод, с помощью которого к процессу создания проекта привлекаются специалисты с большим опытом. С их стороны поступают рациональные рекомендации, а также оказывается помощь в прогнозировании будущей работы лаборатории.
  3. Расчётно аналитический метод, с помощью которого выполняется подготовка модели структурной части лаборатории. Количество необходимого персонала рассчитывается на основании исходной информации.

Благодаря последнему методу разрабатываются проекты независимо от степени сложности, которые при необходимости могут комбинироваться с другими вариантами. Несколько методов придают проекту серьёзную значимость, что влияет на положительное решение от руководства компании.

Типы структур

В настоящее время существуют самые разные организационные структуры лабораторных комплексов, которые будут более подробно рассмотрены в статье.

Линейная структура лаборатории обладает четкой иерархией, причём в ней принимаемые решения спускаются сверху вниз. Структура считается традиционной, используется во многих организациях, а также имеет следующие преимущества:

  • простота;
  • высокий уровень соблюдения дисциплины;
  • эффективность действий из-за быстрого принятия решений;
  • ответственность;
  • хорошие перспективы карьерного роста.

Линейно-штабная структура лабораторного комплекса с функциональными связями относится к разновидности линейной структуры. Задачей в этом случае становится организация некоторых функций и видов осуществляемой деятельности лаборатории, а также своевременная поддержка персонала при выполнении рабочих функций. Благодаря медленному принятию решений в такой структуре работа непосредственного руководителя лаборатории значительно упрощается.

Преимущества:

  • эффективная работа;
  • наличие у сотрудников специализации на определённых функциях;
  • четкая определённая подчинённость специалистов;
  • понимание собственной ответственности на выделенном рабочем месте;
  • простое управление, не вызывающее сложностей.

При матричной структуре сотрудники подчиняются нескольким руководителям, занимающим один уровень. С функциональной матрицей можно столкнуться в производственных лабораториях, когда периодически перераспределяются объемы работ и требуются дополнительные ресурсы.

Преимущества:

  • регламентация временных работ, которые проводятся в рамках матрицы;
  • назначение руководителя, который будет постоянно контролировать временные работы.

Функциональная матрица позволяет руководству разных действующих направлений осуществлять более строгое контролирование за выполняемыми работами. Проектная структура в современном лабораторном заведении способствует решению конкретных задач и часто используется в сочетании с другими структурным типом. При этом структурные элементы часто имеют значительные отличия. Дифференциация зависит от поставленных целей и задач, включая групповые взаимодействия и скорость обратной связи.

Взаимодействие между лабораторными структурными единицами значительно сокращает издержки на проведение рабочих процессов. Развитие интеграции происходит с помощью естественной потребности. При этом отмечается значительное снижение управленческой нагрузки и сокращается время, которое требуется на оказание услуг.

Автор:

Василий Причалов Старший научный сотрудник
Оставьте комментарий: